|
| | |
| Искусство смерти
История секты ассасинов
И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах — лучший из
хитрецов.
| Ассасин. Таинственный и неуловимый убийца, крадущийся в ночи.
Еще в средние века это слово стало нарицательным. До сих пор ассасины — нередкие гости на страницах приключенческих романов. Но что мы знаем о
загадочном ордене «охотников за головами», существовавшем на Ближнем Востоке в
эпоху крестовых походов?
Кем были ассасины? Люди романтичные, скорее всего,
представят себе черную маску с прорезью для глаз, пару мечей и прочий антураж
опереточного ниндзя. Люди более трезвые, вспомнив, что дело было в Палестине,
скорее всего, вообразят обкуренного моджахеда, гоняющегося с кинжалом за
зеленой летающей собакой (вспомните — слово «ассасин» — это
искаженное «гашишшин», и происходит оно от слова «гашиш»)... Но и та, и другая
картины будут достаточно далеки от реальности. |
| Рыцарь плаща и кинжала |
Хасан ибн-Саббах
Как это нередко случается, реальность здесь более
фантастична, нежели вымысел фантастов. Под именем ассасинов в 11—13 веках были
известны сотрудники спецслужбы, стоявшей на страже интересов Аламутской
державы. Государство это, созданное религиозной сектой низаритов,
причудливо сочетало признаки коммунистической утопии, тоталитарной секты и
преступной организации.
Как и многие другие исламские секты, низариты изначально
представляли собой группу заговорщиков. Продолжая бескомпромиссную борьбу за
права принца Низара уже после его смерти и широко используя опыт политического
подполья, низариты постепенно создали огромную тайную организацию, охватывавшую
весь Ближний Восток.
Организация была построена на основе строгой иерархии и
деления всех членов секты на девять кругов посвящения. Само вступление в орден,
а также переход на каждую следующую его ступень сопровождался впечатляющими
мистическими ритуалами. Позже эти ритуалы были приняты на вооружение и
некоторыми орденами рыцарей крестоносцев. | | Ассасины не носили
черные облегающие «костюмы ниндзя». И сами ниндзя их тоже не носили. |
|
| Низариты считались мусульманами. Но чем выше было
«посвящение», тем вольнее трактовались ими догмы ислама — пока, наконец,
от религии не оставалось вообще ничего. Достигнув вершины, низарит узнавал, что
Коран — лишь сборник красивых поучительных сказок... И что эти сказки
(как, кстати, и принц Низар, мир праху его) никакого отношения к целям и
задачам ордена не имеют.
Рядовые члены секты, конечно, вольны были ожидать
воскресения махди-Низара. Но лидеры секты просто боролись за власть, используя
любые рычаги, позволявшие привлечь на свою сторону массы. Постепенно в
идеологии секты ключевую роль стали играть антифеодальные, коммунистические и
национально-освободительные мотивы. Благо Иран к этому времени оказался
захвачен тюрками-сельджуками — народом, не родственным ни персам, ни
арабам.
В конце 11 века движение низаритов возглавил Хасан
ибн-Саббах. Знатный араб, проведший детство и юность в Персии, но позже
перебравшийся в Египет, Саббах, несомненно, был одним из самых одаренных и
образованных людей своего времени. Не добившись успеха в Египте и с трудом избежав ареста, в
1090 году Саббах с группой приверженцев перебирается в северный Иран. Там его
людям удается захватить Аламут — «Гнездо орла», мощную
крепость на вершине горы, окруженной бурными реками и ущельями. Сама природа
сделала Аламут неприступным. Но взять его оказалось несложно. Не представлявшая
на тот момент для сельджуков никакой стратегической ценности крепость никем не
оборонялась. |
Заняв замок, Саббах объявил себя Великим Магистром ордена
низаритов и шейхом Аламута Хасаном I. Но громкий титул
не прижился. Саббаха, его преемников и приближенных повсеместно стали именовать
«Горными Старцами».
| Скала Аламут. Здесь и стоял замок низаритов. |
|
|
| |
| | |
|
|